?

Log in

No account? Create an account
Разбираю гуманитарные вопросы на винтики, функции, алгоритмы. Оживляю технологии
Совмещаю гуманитарный и технический пласты знаний в единое мировоззрение
Убегая от одиночества, вернуться готовым творить 
3rd-Apr-2016 02:02 am
Из одиночества вовне
Человек плохо переносит одиночество. Но, зачастую, одинок. Даже будучи среди других, даже имея семью. Между его мыслями, мечтами, стремлениями и другими существует барьер. Барьер обусловлен правилами корявой реальности - говорить хочет о чем-то, что, кажется, и не принято обсуждать или пообщаться надо на тему, которую тяжело начать; аутизмом; психологическими травмами и т.д.
И воли преодолеть барьер не хватает. И с каждым непреодолением воли надо всё большем, а её в наличии всё меньше.

Когда не хватает воли, человек решает проблему одиночества либо средствами ухода от неё, либо средствами искусственного снятия барьеров.
К последнему средству относится алкоголь. Воли он не добавит. Систематически прибегая к нему, человек ослабляет способность преодолевать барьер. Это как антибиотики, что решая проблему заболевания сиюминутно, ослабляют способность организма сопротивляться в принципе. Впрочем, не хочу воспевать алкоголь, у него есть масса вредных качеств и в подавляющем большинстве случаев он приносит лишь вред.

Гораздо больше придумал человек способов бегства от одиночества. Это и диалог с самим собой, который в этой роли часто приводит к шизофрении. Это и погружение в миры или отдельные образы, создаваемые различными продуктами культуры: книгами, фильмами, музыкой. Конечно, стоит оговорить, что культура служит далеко не только решением проблемы одиночества, лишь может быть так использована. И компьютерные игры, особенно коллективные сетевые. Да, игры я выношу за рамки продуктов культуры.

Разница между продуктом культуры, например, книгой и сетевой игрой, такой, какая она есть сегодня, весьма интересна и совсем не призрачна. Погружаясь в книгу, человек беседует с автором через героев и саму ткань созданного мира или образа. Общаясь с не живыми в полной мере героями, черпаются чувства, рождаются мысли, побуждающие к действию в живой в жизни, в настоящей реальности. Иногда, помогающие понять и преодолеть барьер одиночества.
Погружаясь в сетевую игру, человек взаимодействует, помимо машины, с другими живыми людьми. Но чувства и мысли, рожденные в игре и часть привнесенных из живой жизни, побуждают к "пластиковой" деятельности внутри игры. Таким образом человек подталкивает не к изменению реальности, её оплодотворению, но сливает энергию в ничто.

Конечно, бывают книги, которые не способны родить в человеке что-либо тревожащее, побуждающее к изменению реальности или себя. И, наверное, возможны игры, снимающие барьер продуктивного взаимодействия с жизнью. Но в массе своей, оговоренная разница существует.

Сказать, что игры есть зло и мы отказываемся от них - нельзя, это ничего не решит. Но должно искать такой подход к игротворчеству, чтобы сбегая от одиночества в игру, человек возвращался назад обогащенным, с новым желанием творить.
Комментарии 
2nd-Apr-2016 09:03 pm (UTC)
вы забыли такую интимную вещь как веру в Бога... когда человек чувствует, что его душа принадлежит Богу он никогда не будет одинок!

Edited at 2016-04-03 03:22 am (UTC)
3rd-Apr-2016 01:59 am (UTC)
Про то, что человек может беседовать с Богом - это Вы верно подметили. Но может ли быть Бог панацеей от одиночества? Возможно, святой отшельник полностью обращен к Богу, но другие-то - нет.
3rd-Apr-2016 11:53 am (UTC)
А если он беседует не с Богом, а с самим собой. Тут и до шизофрении рукой подать... Но святой отшельник не сходит с ума, а наоборот! Почему?
This page was loaded May 26th 2018, 4:28 am GMT.