?

Log in

No account? Create an account
Разбираю гуманитарные вопросы на винтики, функции, алгоритмы. Оживляю технологии
Совмещаю гуманитарный и технический пласты знаний в единое мировоззрение
К разговорам об ускоренном дошкольном образовании 
18th-Aug-2015 12:49 am

Есть тенденции в образовании (хорошо, не слишком популярные), когда ребёнку в дошкольном возрасте пытаются вбить как можно больше знаний и умений.
На первый взгляд всё выглядит замечательно. Ну кто же откажется от становления ребёнка умненьким?

На первый взгляд, а более детальное изучение упирается в два момента:
1. Как правило, дети, которые усиленно учатся в дошкольном возрасте, меньше контактируют со сверстниками. Ребёнок недостаточно социализируется.
2. Развитие мозга человека происходит поэтапно. Нейрофизиологи выделяют несколько этапов формирования мозга ребёнка.
При рождении у ребенка практически полностью сформированы подкорковые образования и близким к завершению является созрева­ние проекционных областей мозга, в которых заканчиваются нервные волокна, идущие от рецепторов, относящихся к разным органам чувств (анализаторным системам), и берут начало моторные проводящие пути.
Указанные области выступают материальным субстратом всех трех блоков мозга. Но среди них наибольшего уровня зрелости достигают структуры первого блока мозга (блока регуляции активности мозга). Во втором (блоке приема, переработки и хранении информации) и третьем (блоке программирования, регуляции и контроля деятель­ности) блоках наиболее зрелыми оказываются только те фрагменты коры, которые относятся к первичным нолям, осуществляющим при­ем приходящей информации (2-й блок) и выступающим выходными воротами двигательных импульсов (3-й блок) (Лурия А. Р., 1973).
Другие зоны коры, обеспечивающие сложную переработку инфор­мации как в пределах одного анализатора, так и идущую от разных ана­лизаторов, к этому времени не достигают еще достаточного уровня зре­лости. Это проявляется в маленьком размере входящих в них клеток, недостаточном развитии ширины их верхних слоев (выполняющих ас­социативную функцию), в относительно маленьких размерах занимае­мой ими площади и недостаточной миелинизации их элементов.
Затем в период от 2 до 5 лет идет активное созревание вторичных, ассоциативных полей мозга, часть которых (вторичные гностические зоны анализаторных систем) находится во втором блоке, а также в третьем блоке (премоторная область). Эти структуры обеспечивают процессы перцепции в пределах отдельных модальностей и выполне­ние последовательности действий.

Следующими созревают третичные, ассоциативные поля мозга: снача­ла заднее ассоциативное (теменно-височно-затылочная область, ТПО) и затем, в последнюю очередь, переднее ассоциативное (префронтальная область) поле.
Третичные поля занимают наиболее высокое положение в иерархии взаимодействия различных мозговых зон, и здесь осуществляются са­мые сложные формы переработки информации. Задняя ассоциативная область обеспечивает синтез всей входящей разномодальной информа­ции в надмодальиое целостное отражение окружающей субъекта дей­ствительности во всей совокупности ее связей и взаимоотношений. Передняя ассоциативная область отвечает за произвольную регуля­цию сложных форм психической деятельности, включающую выбор необходимой, существенной для этой деятельности информации, фор­мировании на ее основе программ деятельности и контроль за пра­вильным их протеканием.
Таким образом, каждый из трех функциональных блоков мозга до­стигает полной зрелости в разные сроки и созревание идет в последо­вательности от первого к третьему блоку. Это путь снизу вверх — от нижележащих образований к вышележащим, от подкорковых струк­тур к первичным полям, от первичных полей к ассоциативным. Повреж­дение при формировании какого-либо из этих уровней может приводить к отклонениям в созревании следующего в силу отсутствия стимулирую­щих воздействий от нижележащего поврежденного уровня.
Нейрофизиология детского возраста, Микадзе Ю.В., Питер

Таким образом, развивая нечто, к чему мозг ребёнка еще не готов, неполноценно формируются структуры текущего этапа. И на дальнейших этапах, из-за зависимостей от неполноценно сформированных структур, происходят задержки развития.

Комментарии 
18th-Aug-2015 06:19 pm (UTC)
Есть о чём призадуматься. Мой ребёнок знал весь алфавит уже в два года, но потом мы долго не могли научить его складывать буквы в слоги и слова. Научили читать только в пять лет, причём, с большим трудом.
20th-Aug-2015 01:42 pm (UTC)
Так чтож, не учить алфавит? Знать бы хорошую книгу для воспитания ...
20th-Aug-2015 07:08 pm (UTC)
Наверное, неслучайно не сразу весь алфавит учат, а сначала отдельные буквы, потом слоги, потом следующие буквы. Мы в два года знали весь алфавит, но ребёнок воспринимал его, как нечто завершённое. Этот знак называется "А", а этот знак называется "Б" и т.д.
20th-Aug-2015 07:11 pm (UTC)
"Запомню!", как говорил Дмитрий Федорович Карамазов:)

Хотя нам буквы еще рано, мы тока ходить учимся)))
20th-Aug-2015 07:21 pm (UTC)
Ну, пока готовьте матчасть, как родители :) Как-то натыкалась на видео Л.А.Ясюковой, где она объясняет, что мышление у ребёнка начинает формироваться при обучении чтению. И это очень важный момент.

Нам уже поздно, мы уже на 3-4 курсах))) Мы как раз обучались по той системе, которую она критикует.
20th-Aug-2015 01:41 pm (UTC)
Уже не в первый раз слышу о том, что к 1 классу от ребенка во многих школах уже требуют умения читать и писать. И не могу понять - хорошо это или плохо.
22nd-Aug-2015 09:17 pm (UTC)
мне нравится ваши посты
24th-Aug-2015 10:39 pm (UTC)
нормич
This page was loaded Nov 20th 2017, 5:37 pm GMT.