?

Log in

No account? Create an account
Разбираю гуманитарные вопросы на винтики, функции, алгоритмы. Оживляю технологии
Совмещаю гуманитарный и технический пласты знаний в единое мировоззрение
Особенности сетевого мышления 
12th-Apr-2015 03:09 am

В результате сравнения видов социальных сетей можно отметить, что каждое средство выигрывает по определенным критериям. Выделить какой-нибудь один вид сетей затруднительно, так как каждый имеет как плюсы, так и минусы. Форум, как и сайт, развивается и живет силами группы посетителей, к нему причастных. Они пишут сообщения на интересные темы, некоторые получают особые звания и даже становятся модераторами, но это все равно не их форум, не их раздел и не их тема. В блогах и социальных сетях у автора есть своя собственная страница, где он получает полную свободу для реализации своих возможностей.

В современном обществе сеть можно создать на основе любого инструмента социального действия, способного иметь форму сообщения и информационного потока. Теория групп интересов должна учитывать, что интересы отныне легко артикулируются посредством информационных каналов. Идеология, религия, творчество, образование – все сферы, обслуживающие культуру, вынуждены менять форматы распространения, переходя от статичных книжных форм коммуникации к мобильным информационно-коммуникационным формам.

Появление и развитие социальных ресурсов Интернета в значительной степени способствовало появлению новой субкультуры Интернет-сообщества и изменениям в информационной культуре и в сфере общественных отношений.
Под их воздействием происходят видоизменения в структуре социальной стратификации, более интенсивными становятся процессы социальной мобильности
, что способствует становлению и укреплению открытого общества в России.

Д.В. Богданов, "Социальные функции интернета"

Оставлю в стороне "становление открытого общества", которое, вероятно, адресует к работе Поппера "Открытое общество и его враги", соглашусь в автором в плане формирования новой субкультуры и изменениям в принципах расслоения общества.

Про изменение конфигурации общественного дробления не допустил случайную ошибку. Социальные ресурсы сети интернет не только способствуют социализации и построению коммуникаций, но и дроблению общества на группки по интересам. Тем самым интернет возводит в новую степень ролевую модель общества.

Чем характерна сетевая субкультура?
Прежде всего поверхностным мышлением. Часто употребляется термин "клиповое сознание", означающее отсутствие у человека выстроенной мировоззренческой модели мироописания, с которой соотносится новая информация. Вместо этого сознание представляет набор небольших кусочков информации, плохо соединяемых между собой. Часто этими кусочками являются не факты, а мемы. Поскольку человеку самому тяжело конструировать жизнеописание из имеющихся мемов и привычка к потреблению информации небольшими клочками не способствует умению длительного напряжения мышления, такое сознание легко воспринимает чужие конструкты, построенные с использованием мемов.
Эта особенность сетевой психики часто используется для удержания аудитории. Пусть есть некий автор или площадка, который сообщает нечто, близкое Вашему предыдущему опыту и набору клипов в некой сфере. Сферу можно назвать занимаемой нищей. Она может быть уже или шире. Например, большинство людей волнует ситуация на Донбассе - куча блоггеров и площадок начинают на свой лад описывать это явление. Вы начинаете почитывать выбранного автора, т.к. он помогает описать реальность. Надо заметить, что потребность в познании есть у всех людей. Автор использует устойчивый набор мемов и определённую стилистику. Поскольку мышление воспринимает новое небольшими порциями, вскоре принимается без включения психической защиты информация только из выбранного источника.
Еще одной чертой интернета является захламленность информационным мусором. Даже определений одного и того же термина может быть несколько, вплоть до полного противоречия. Засоренность сети вкупе с клиповым сознанием формируют следующую особенность - неспособность вычленять ценное.
Выходами является:
1. Построение мировоззренческой структуры, а не её имитации набором фактов и мемов.
2. Формирование в сети качественных взаимосвязанных систем (библиотек) знаний. и привлечение внимания к ним.
This page was loaded Sep 18th 2018, 10:09 pm GMT.