?

Log in

No account? Create an account
Разбираю гуманитарные вопросы на винтики, функции, алгоритмы. Оживляю технологии
Совмещаю гуманитарный и технический пласты знаний в единое мировоззрение
Отражение спасительности смысла в жизни в современной культуре. Литература 
30th-Dec-2014 03:59 am
Отражение спасительности смысла в жизни в современной культуре:

Художественные литературные произведения подводят к проблематизации смысла жизни подобно музыке или кинематографу. Непосредственно донося примеры осмысленной жизни. Предлагая размышления о цели бытия. Подводя к вопросу.

Поэзия воздействует подобно музыке и потому не буду рассматривать её поверхностно. Тщательное изучения - вопрос качественно другой работы.

Исторически сложилось. Будучи точнее исторически сложили, вводя ролевые модели. Так вот исторически вышло в СССР и позже, что образованных людей поделили на две прослойки в зависимости от образования и рабочей специальности: технарей и гуманитариев.
Технари, которых было большинство, стали читать фантастику. Она ближе, понятнее. В отличии от западной литературы, такого нажима на фентези не было. И, может быть, потому лучше была воспринята.

Среди фантастики Советской хватает вредных вещей и даже деструктивных, спец. заказа. Таких, как Стругацкие. Однако в том же пласте есть великолепный автор, на чьи работы хотел бы обратить внимание - это Иван Ефремов.
Ефремов писал не самые высокохудожественные тексты. Но содержание весьма интересно.

За оболочкой научной фантастики стоит человек, общество. Вопросы нравственности, взаимоотношений. Глубоко разбираются причины возникновения того или иного вредного явления.
Так в техническую среду попадает сложные гуманитарные вопросы. Формируется иное отношение к жизни, к обществу, к будущему. Не только с точки зрения развития технологий, но и Человека. Одностороннее развитие технологий рано или поздно приведёт к чудовищным последствиям.
В "Туманности Андромеды" Ефремов показывает взаимоотношения в обществе будущего, рисуя тем самым мечту о новом человечестве. Качественно более добром, умном, ответственном. Обществе, где человек - человеку друг, брат и товарищ, а не волк.

В "Часе быка" создан контраст между дальнейшем упадком общества капиталистического и обществом коммунистической мечты. Контраст и гиперболизация болезней человека и общества показывают проблемы наглядно. И, в то же время, возносят мечту на новый пьедестал.


Многим людям проще найти свой смысл в жизни, зная зачем, какими идеями живёт общество. Куда оно стремится. Но этот поиск подталкивает к вопросам предельным.
Упрощенно: моя цель - совершить прорыв в этой научной области, что подвигнет человечество на новый уровень, скажем, энергетики. Я через свой труд спасусь будущем человечества. Другой вложит другое дело и вместе мы шаг за шагом будем продвигать человечество или более сложные формы, преодолевая любые трудности. Но что если через крайне отдалённый, но конечный промежуток времени вселенная погибнет? Зачем тогда всё.

Мысль человеческая пытается искать ответы на эти вопросы.

Приведу цитату из небольшого рассказа Айзека Азимова "Последний вопрос" ( не в богостроительстве ли берёт исток мысль Азимова? ):
Разум последнего ЧЕЛОВЕКА слился с АКом, и теперь существовал только он один, да и то в гиперпространстве.
Материя и энергия исчезли, а вместе с ними пространство и время. Даже АК существовал только лишь благодаря одному последнему вопросу, на который он так и не смог ответить. Так же, как и никто в течение десяти биллионов лет не смог ответить на этот проклятый вопрос, впервые заданный полупьяным техником компьютеру, отстоявшему в своем развитии от Вселенского АКа, как человек отстоял от ЧЕЛОВЕКА.
Все остальные вопросы были давным-давно разрешены, но пока не будет получен ответ на этот последний, АК не мог, не имел права облегченно вздохнуть и уйти в небытие.
Все необходимые данные были уже собраны. Больше просто нечего было уже собирать.
Но эту собранную информацию надо было еще рассортировать, проанализировать и привести в систему.
На это ушел некоторый безвременной интервал.
И наконец АК узнал, как обратить направление стрелы энтропии.
Но уже не оставалось ни одного человека, которому АК мог бы выдать полученный ответ. Впрочем, неважно. Ответ был настолько всеобъемлющим, что во время его наглядной демонстрации это затруднение тоже будет разрешено.
В течение еще одного безвременного интервала АК размышлял, как лучше всего организовать дело. Потом аккуратно составил программу.
Сознание АКа охватило все, что некогда было вселенной, и сосредоточилось на том, что сейчас было хаосом. Шаг за шагом все будет сделано.
И АК сказал:
- ДА БУДЕТ СВЕТ!
И был свет...


Мечта о новом гуманном, культурном, высокоинтеллектуальном, творческом человеке. О счастливом обществе, способным преодолеть любые преграды. Такую мечту дарит фантастика, устремлённая в идеальное.
А мечта формирует нравственность. Рождает цель - привнести свет мечты в жизнь.

Комментарии 
30th-Dec-2014 05:28 am (UTC)
Азимова уважаю за оригинальность мысли и степень, в которой он информировал и вдохновил научный прогресс в сфере ИИ. Но вот метафизика его рассказов всегда оставляет желать много лучшего.

Ему принадлежит идея психоистории, которая представляет историю как решаемую головоломку (и которую в итоге его персонажи решают настолько быстро, что она становится целиком решена на столетия вперед). Идея компьютера как Бога не принадлежит ему, но вполне последовательно выражена в данном Вами отрывке. Идея фундаментального разделения людей и ЛЮДЕЙ заложена там же. А так же и идея о том, что для того чтобы человек наконец-то стал ЧЕЛОВЕКОМ надо кончить всю вселенную, обратить ее в хаос, а дальше заново рационально построить.

Не люблю Азимова.

Вообще (так сложилось) не люблю современную литературу. Если в музыке есть необходимая привязка хоть к какой-то физической реальности (в виде физических законов функционирования этой самой музыки), то вся попадавшаяся мне за последние десятилетия художественная литература была исключительным эскапизмом.

Мне попалось ровно одно исключение. В чем-то неожиданное - потому что это скорее боевая фантастика, нежели что-то заинтересованное в именно смысловом исследовании. Но, так получилось, что в этих двух случаях боевой компонент не забил собой смысл, а помог перевести его в практическое русло.

Это исключение - Луис МкМастер Бужольд с ее "Форкосиганским циклом". Сильнейшим произведением считаю рассказ "Границы бесконечности". Вторым сильнейшим - роман "Осколки чести". Но, в принципе, стоит внимания все, что было до "Гражданской кампании" сильное ("Гражданской кампания" и после - исключительно фанатское чтение).

Несколько цитат -

“I've always thought tests are a gift. And great tests are a great gift. To fail the test is a misfortune. But to refuse the test is to refuse the gift, and something worse, more irrevocable, than misfortune.”
― Lois McMaster Bujold, Shards of Honour

“My home is not a place, it is people.”
― Lois McMaster Bujold, Barrayar

“The dead cannot cry out for justice; it is a duty of the living to do so for them.”
― Lois McMaster Bujold, Diplomatic Immunity

“On the sixth day God saw He couldn't do it all, so He created ENGINEERS”
― Lois McMaster Bujold, Falling Free

“Endure pain, find joy, and make your own meaning, because the universe certainly isn't going to supply it.”
― Lois McMaster Bujold, Cordelia's Honor

“His mother had often said, When you choose an action, you choose the consequences of that action. She had emphasized the corollary of this axiom even more vehemently: when you desired a consequence you had damned well better take the action that would create it.”
― Lois McMaster Bujold, Memory

P.S: интересно отметить, что все, что мне нравится в той же Бужольд имеет весьмо пунктирное отношение к Sci-Fi как жанру.
Хотя, наверно, научная фантастика дает степень свободы, необходимую для правильного столкновения идей.

Edited at 2014-12-30 05:32 am (UTC)
30th-Dec-2014 10:54 am (UTC)
Есть мысль, идея истории, как решаемой головоломки, идёт корнями в богостроительство.

Бужольд не читал. Надо будет восполнить.
2nd-Jan-2015 07:07 pm (UTC)


Методология работы с историей, предложенная Азимовым, вполне работоспособна (главным образом потому, что описана весьма курсивно). Но с богостроительством я бы его идеи не сравнивал. Богостроительство все-таки предполагает, что спасутся более-менее все. В то время, как сама идея Академии в том, что есть люди с тайным знанием и все остальные. А когда мы добираемся до сути психоистории и Второй Академии, то появляются люди с еще более тайным знанием, которые вполне безжалостно расправляются со всеми, кто даже теоретически становится способен бросить им вызов.

А параллельно идут рассказы про роботов, которые в "Роботах и Империи" формулируют "нулевой закон работотехники" и на его основе начинают пытаться контролировать и направлять человечество "ради его же блага". Тут вопрос о христианском Боге отпадает окончательно - какое уж там богостроительство.
30th-Dec-2014 10:07 pm (UTC)
Читал Бужольд толкьо одну книгу из цикла про Форкосиганов, показалось "стандартным развлекаловом" - интересная история, но глубокого смысла там не увиделось.
Интересно будет глянуть на досуге указанные Вами произведения.
2nd-Jan-2015 07:06 pm (UTC)
Бужольд и является вполне стандартным развлечением
Просто на фоне прочей современной фантастики она смотрится хорошо, потому что не занимается пожираением смысла ради авторского самовыражения, а, наоборот, стоит на нем как на фундаменте (возможно, и не добавляя много чего нового)

Edited at 2015-01-02 07:07 pm (UTC)
This page was loaded Feb 19th 2018, 7:40 am GMT.