?

Log in

No account? Create an account
Разбираю гуманитарные вопросы на винтики, функции, алгоритмы. Оживляю технологии
Совмещаю гуманитарный и технический пласты знаний в единое мировоззрение
Отражение спасительности смысла в жизни в современной культуре. Фильмы. Введение 
24th-Dec-2014 02:15 am
Отражение спасительности смысла в жизни в современной культуре:
Человеку остро нужен смысл в жизни и, несмотря на наличие множества суррогатов сегодня, полностью заглушить "голод" невозможно.
В работе "Человек в поисках смысла" В. Франкл сообщает следующие сведения:
Мне сообщили интересные статистические данные, полученные при опросе 60 студентов Университета штата Айдахо после подобных попыток самоубийства. У них подробнейшим образом выяснялось все, что связано с мотивом этого поступка, и вот что было обнаружено: 85 процентов из них не видели больше в своей жизни никакого смысла; при этом 93 процента из них были физически и психически здоровы, жили в хороших материальных условиях и в полном согласии со своей семьей; они активно участвовали в общественной жизни и имели все основания быть довольными своими академическими успехами.

Во всяком случае, о неудовлетворенных потребностях не могло быть и речи. Это тем более заставляет нас задать себе вопрос, каковы условия, делающие возможной попытку самоубийства, что должно быть встроено в "condition humaine", чтобы когда-нибудь привести человека к такому поступку, как попытка самоубийства, несмотря на удовлетворение повседневных потребностей. Представить себе это можно лишь в том случае, если человек как таковой - или если он им уже перестал быть, это по крайней мере было изначально - добивается того, чтобы найти в своей жизни смысл и осуществить его. Это и есть то, что в логотерапевтической теории мотивации мы описываем понятием "стремление к смыслу" Как известно, существует так называемая - сама себя так называющая - "глубинная психология". Где же, однако, "вершинная психология" Оказалось, что концепция "стремления к смыслу" может быть верифицирована и чисто эмпирическими методами. Сошлюсь лишь на работы Крамбо и Махолика Рамки, в которых я нахожусь, не позволяют мне остановиться на всем этом подробно. Я, однако, не могу отказать себе в том, чтобы сослаться в дискуссии на результаты исследований, авторы которых не являются моими учениками. Кто еще станет сомневаться в существовании стремления к смыслу (подчеркнем: не больше и не меньше, чем специфической для человека мотивации), взяв в руки доклад американского Совета по вопросам образования, в котором приведены данные опроса 189733 студентов в 360 университетах. Главный интерес у 73,7 процента опрошенных выражается в цели "прийти к мировоззрению, которое сделало бы жизнь осмысленной". Или возьмем доклад Национального института психического здоровья: из 7948 студентов в 48 вузах наибольшее число (78 процентов) выразили желание "найти в своей жизни смысл".

Статистика говорит о многом. Впрочем, это старые данные, относящиеся к другому обществу середины XX века. Но изменится ли значительно статистика в другой стране в другое время, где общество не задаёт смыслов коллективных? Ответ очевиден.

Чтобы человек нашел в жизни свой смысл, надо чтобы он его искал.
Но как помочь человеку в этом пути, не навязывая свой смысл или нечто искусственное?
Важно, чтобы человек задавал себе вопрос: "Зачем я живу?". Если человек задастся вопросом по настоящему, он рано или поздно найдёт. Кто ищет, тот всегда найдёт.

Вопрос возникает, например, при столкновении с чужим опытом. Но не при любой же встрече с ответом на этот вопрос. Важно как прожита жизнь, которая заинтересовала, в каких условиях, как донесена.
Часто, интересные персонажи - это либо реальные люди, о судьбе которых узнаешь не лично, а через источник (книгу, фильм). Либо это и вовсе герои художественных произведений, т.е. источник здесь также - продукт культуры, только формат не документальный.
Чтобы акцентировать внимание на проблеме необходимой потребности героя в смысле или спасительности обладания им, имеет смысл изучить события контрастные. Сильный контраст возникает тогда, когда герой лишенный смысла в данных условиях не сможет совершить некий акт: выжить, спасти других, поступить правильно. Герой в тяжелейших условиях, где лишь постоянное осознание зачем он это делает, зачем он продолжает жить, спасают от небытия (смерти, слома духа, т.д.).

Несмотря на сильную насыщенность современной культуры сугубо развлекательными продуктами, важнейшие вопросы, как и наш, в ряде работ поднимаются.
В частности, среди фильмов последних лет встречаются работы, показывающие важность наличия в жизни смысла. И более того, спасительность смысла.

Комментарии 
24th-Dec-2014 08:09 pm (UTC)
Тоже читала эту книжку. Самым большим открытием для меня было то, что пирамида Маслоу оказывается не работает. Когда мы проходили социологию в универе, нам преподносили эту теорию как нечто точно доказанное, 100% существующее, как некий закон социума.
Франкл полностью доказывает недейственность этой пирамиды, и при этом его не включают в учебный курс социологии. Интересно почему?
24th-Dec-2014 08:17 pm (UTC)
Может быть, человек, ищущий смысл, становится недостаточно управляемым в рамках общества потребления?
25th-Dec-2014 08:57 pm (UTC)
Похоже на то. Иное образование может направить человека не туда, куда нужно подобному общ-ву. А так получается вдолбить студентам, что сначала надо удовлетворять свои материальные нужды и только потом, при достижении значительного уровня их удовлетворения, можно будет задуматься о чем то большем. Но пока человек этим занимается он привыкает к этому занятию, а когда возникает кризис среднего возраста, время для обучения уже упущено и остается алкоголь, виртуальная реальность и проч., что также идеально для общ-ва ням-ням.
This page was loaded Dec 11th 2017, 4:06 am GMT.