Павел Колганов (kolganov_su) wrote,
Павел Колганов
kolganov_su

Category:

Неполнота догматичного марксизма

Марксизм сыграл сложнейшую роль в жизни советского общества. Он создал это общество. Он помог этому обществу решить очень многие задачи. Но он и затормозил это общество в своем развитии.
Советские идеологи боялись развития марксизма. Они всячески блокировали это развитие, считая, что устойчивость советского общества определяется каноничностью идеологии, в которой Марксу уготована роль мудреца на все времена. Но марксизм был предельно не пригоден для создания канона и каноничной идеологии.

Глава 4 манифеста "Сути времени".

Марксизм, как неизменяемая окончательная истина, изжил себя еще до рождения СССР. С тех пор прошло почти столетие, изменения в обществе огромны и потребность к дополнению марксизма открытиями многих великих философов выросла многократно.

В чём же проблемы канонического марксизма?
Во-первых, неполнота модели для описания изменения общества. Маркс выводит всё из интересов общественных макрогрупп. Но интерес носит важнейшее, но не тотальное значение. В сущности, погоня за интересами (уточню, узко-материальными интересами, тогда как интересы гораздо более широкое понятие) привела переход от мечты о Новом обществе Нового Человека к Хрущевскому гуляш-коммунизму.
Социализм и коммунизм вскоре превратились из движений, имеющих целью создание нового общества и формирование нового человека, в движение, идеалом которого стал буржуазный образ жизни для всех, а эталоном мужчин и женщин будущего сделался буржуа. Предполагали, что богатство и комфорт в итоге принесут всем безграничное счастье. Возникла новая религия -- Прогресс, ядро которого составило триединство неограниченного производства, абсолютной свободы и безбрежного счастья. Новый Земной Град Прогресса должен был заменить Божий Град.

Э. Фромм "Иметь или Быть".

Во-вторых, Советский Союз - первая и крупнейшая реализация идей Маркса в жизни, уже не был построен на чистом Марксизме. Ленинская "социалистическая революция в отдельно взятой стране" - это нонсенс для Марксизма. А Сталинское "построение социализма в отдельно взятой стране" - еще большее отклонение. И говорить о чистоте Марксизма в СССР - это противоречие сущности обсуждаемого государства.

В-третьих, общество развивается и изменяется, постоянно возникают новые факторы. Сложная система, в том числе модель развития общества, должна поправляться и дополняться исходя из изменений описываемой среды. Равновесных систем, в принципе, почти не существует. То что не развивается - деградирует.

Tags: СССР, интересы, марксизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments