?

Log in

No account? Create an account
Разбираю гуманитарные вопросы на винтики, функции, алгоритмы. Оживляю технологии
Совмещаю гуманитарный и технический пласты знаний в единое мировоззрение
Мартин Иден. Критика индивидуализма и любви к женщине, как главного стимула восхождения 
27th-Sep-2014 11:52 pm

Прочитал романа Джека Лондона "Мартин Иден", местами образно ощутив переживания, мысли, ситуации, в которые попадал герой. Иной раз погружался глубоко в рассказанную Лондоном историю.

Первым делом, хотел бы отметить свою любовь именно к такому стилю - гиперболизированному реализму. С одной стороны показывается история живого человека. С другой, преувеличение и образность описания доносимых черт, событий, стремлений позволяет лучше донести, достучаться до полноценного смыслового и чувственного понимания.
И автор мастерски использовал стиль.

Масса мыслей рождалась и умирала, погружаясь в роман. Но сегодня хочу отметить лишь две из них, которые мне кажутся ключевыми.

Своё восхождение Мартин Иден начинает с желание преодолеть пропасть между собой, матросом, и любимой девушкой - представительницей образованной буржуазии. Рвётся вперёд, что метеор, ради любви. И уже превзойдя и разочаровавшись в изяществе, образованности и уме класса, цепляется за любимую, что является для него образом того, что он нужен кому-то в этой среде. Нужен, как человек, а не его успех. Нужен по настоящему, сильнее чем рамки общества и конкретного класса. Но любимая ли та точка стремления или идеализированный образ, что нарисовало его сознание? Да, любовь способна увидеть то, что в человеке лишь может развиться, но и чувства способны показать то, чего нет.
Что же случается, когда и любимая показывает, что, в сущности, он, его содержание, ей не нужны? Что буржуазные нормы, успех важнее? Когда герой усомнился и разочаровался в любви?
Не остаётся цели в жизни. Бесцелие формирует апатию, итог которой - победа смерти в душе.
Любовь для героя была тем идеальным, тем предельным основанием, ради которого возможно было всё и несмотря ни на что. Но любовь воплощалась в живой девушке, которая не смогла перейти рамки классовых норм. И идеальное разбилось о реальность.

Читая философов, герой останавливает на идее Ф. Ницше: "Человек - мост между животным и сверхчеловеком" - стремясь к становлению сверхчеловеком. Но стремясь вперёд и вырываясь из массы окружающих людей, он остаётся один из немногих живых умов, вырвавшихся на эту ступень. Когда же умирает его друг, рядом не остаётся никого, кому бы действительно нужно было его содержание, а не успех, деньги, узнаваемость. Вся его сверхчеловечность никому не нужна, а он сам, как человек нужен лишь представителям той среды, с которой он порвал. Оговорюсь, чудесная аналогия с двойственностью человеческой природы и его разрывом с животным миром, из которого он вышел и которому стал чужим, хоть и остался отчасти зверем. Всё восхождение - тлен, если результат его не нужен никому. Остаётся лишь стремиться к смерти, когда человек, его суть не нужна никому!

Любовь к человеку, несомненно, нужна. Как и любовь к людям в целом, имя которой - гуманизм. Но без стремление к высшему идеальному она может рассыпаться в прах, столкнувшись с реальностью. Стремясь же к идеальному имеет смысл ради и вместе с другими, ибо люди нужны друг другу. И великие цели, привносящие идеальное в суровую реальность и тянущие её ввысь созидаются вместе!
Человек один не может. Нельзя теперь, чтобы человек один. — Он остановился. — Всё равно человек один не может ни черта.

Э. Хемингуей "Иметь или не иметь"

Комментарии 
(Deleted comment)
28th-Sep-2014 01:56 pm (UTC)
Согласен.
Недавно оформил в тексте поверхностные рассуждения о пути
http://kolganov-su.livejournal.com/108482.html

Теперь разрешаю вопросы и набираю глубину. Тема куда и зачем идём архиважная!
27th-Sep-2014 09:16 pm (UTC)
Хорошо написали, спасибо. Я не смог для себя вот именно так сформулировать главную мысль этого произведения, остальные вещи в нем тоже очень важны,но не первого плана.
27th-Sep-2014 11:56 pm (UTC)
К сожалению, роман ещё не читал, но у меня есть друг и эта история - точно про него. У него также была безумная любовь к девушке из "высшего общества". Чтобы её добиться ему пришлось пройти через многолетние тяжёлые испытания. И в конце концов он достиг своей цели. Но прожив какое-то время, они разошлись. Девушка ушла к богатому человеку. Другу было очень тяжело, он даже пустился во все тяжкие, но как говорится - Бог миловал. Он нашёл новое идеальное - сейчас он в СВ. )
28th-Sep-2014 01:45 pm (UTC)
Если это не временная вспышка - не перегорит, отличный выход!
28th-Sep-2014 03:16 am (UTC)
Вот на мой взгляд, "Мартин Иден" и "Великий Гетсби" как сочинения двух студентов филологов на одну заданную тему. И все что сверх социальной темы в романе чрезвычайно слабенько
28th-Sep-2014 07:19 am (UTC)
Великий Гэтсби, там стремление к богатству всеми правдами и неправдами. Мартин Иден - стремление к высоому, к культуре, просвещению. Как-то не получается поставить их рядом.
28th-Sep-2014 05:09 am (UTC)
Согласен.
Меня очень удивило в романе то, что Мартин уже добившись всего того чего хотел и отринутый любимой девушкой не смог "переключится" с нее на других. Он же получил реальную возможность помогать тому классу из которого вырвался. Но вся его помощь ограничилась совсем ближайшим кругом общения (домохозяйка, лавочники, знакомые девушки...). Подняться на другую ступень помощи он уже не смог, хотя думаю что это его бы спасло от самоубийства.
Причины у Лондона описаны немного смутно, но думаю что одна из причин это его разочарование теми, кто называл себя революционерами - они оказались не достаточно убедительны для Идена.
28th-Sep-2014 09:33 am (UTC)
Ну вот, блин. Теперь я знаю чем закончился роман. А ведь я только прочитал 2/3 романа. Жалко что конец такой печальный. К сожалению, Мартин не смог оседлать того дракона знаний и опыта, которого он заполучил, и в конце, почему-то не звучат "свадебные колокола". К сожалению он оказался неудачником, а значит роман вреден для "впечатлительных особ", черпающих опыт из романов и из опыта других. Потому что даёт негативную программу - стремишься к лучшему, а итог ещё хуже того, как если бы не стремился. Для всех остальных роман полезен, как и романы Достоевского (тоже с печальным концом). Вообще я не читал ранее ничего более красивого, чем этот роман, и поэтому долго оттягивал с его окончанием (читаю его уже наверное скоро год). Мне просто нравится сам процесс, и не хочется узнавать чем он закончится, потому что меня бы вряд ли устроил любой из возможных финалов

Edited at 2014-09-28 09:36 am (UTC)
28th-Sep-2014 01:38 pm (UTC)
>Причины у Лондона описаны немного смутно, но думаю что одна из причин это его разочарование теми, кто называл себя революционерами - они оказались не достаточно убедительны для Идена.

Мне показалось, причина в замыкании их сообщества в себе. Произносит термин "гетто" по отношению к ним. Они закуклились в своём уголке, на своих митингах-междусобойчиках и обсасывают идеи, но не выносят их во внешний мир. Не стремятся уйти от маргинальности и с другой позиции донести идеи.
28th-Sep-2014 05:12 pm (UTC)
Ну, почему ему нельзя было переключится на ту, которая его не переставала любить? Он бы мог найти смысл в том чтобы дотянуть Лизи до своего уровня.
28th-Sep-2014 08:54 pm (UTC)
Он перегорел, сломался психологически, столкнувшись с ненужностью того содержания, что он так яростно нарабатывал. Впрочем, можно было на воле помогать как Лизи, так и представителям своего прежнего окружения. И искать в этом спасение, смысл. Можно было, но это совсем другая история.
30th-Sep-2014 05:31 pm (UTC)
Как имея такой багаж знаний и примеры таких авторитетов у которых он черпал знания (я не про компанию Бриссиндена) он мог позволить себе сломаться?
Крайне разочарован тем как он сдался имея такую силу воли и поддержку в виде Лиззи
28th-Sep-2014 05:46 am (UTC)
Великолепная книга. Обязательна к прочтению.
28th-Sep-2014 05:55 am (UTC)
В библиотечку кроваваго режима.
28th-Sep-2014 06:45 am (UTC)
Спасибо. Это был один из самых запомнившихся романов, прочтенных мной в юности. Я не мужчина, но впечатление осталось сильное. Кстати, может, потому, что я не мужчина, любовь М.И. к Рут (так вроде её звали?) не заставила меня особо сопереживать герою. Но его стремление к высокому, его упорство к достижению цели - о, это да, это то, что держало моё внимание и осталось со мной навсегда. Рут была для него маячком, огоньком, освещающим путь к цели, но не целью.
28th-Sep-2014 08:57 pm (UTC)
О, согласный! Энергия и воля, с которыми несётся ввысь герой достойны восхищения. Зажигают, вдохновляют на свершения.
29th-Sep-2014 02:52 pm (UTC)
Мне кажется эту же тему поднял Быков в повести "Сотников". Рыбак предает свою страну и свой народ, потому что сделал свою жизнь сверхценностью, а жизнь такая штука, она обусловлена смертью. После того как Рыбак натыкается на сожженную деревню, он понимая, что его любимая не спаслась, врет себе, что она могла спастись. И тут уже безраздельно начинает царствовать смерть. И все его дальнейшие действия и бездействия всегда совершаются с оглядкой на смерть, что и привело его к печальному итогу. Так и Мартин Иден, точно также, не имея ничего выше жизни, отдался в руки смерти.
28th-Nov-2014 11:15 am (UTC)
Эх и что же это такое - "высшее идеальное", к которому нужно стремиться, но и любовь при этом конечно важна?
28th-Nov-2014 11:17 am (UTC)
Например: служение Богу, служение какой-либо из идей Светлого будущего.
28th-Nov-2014 11:28 am (UTC)
Я конечно некомпетентен в теологии, но насколько мне помнится центральным в религиях, где предполагается именно служение, является любовь к Богу. В архаичных культах же, любовь в ее физическом воплощении.
Да и любое служение, на мой скромный взгляд, лишь производное от любви к объекту служения. Это так - лирика, видимо Мартина Идена я немного иначе понял.
Но заметки у вас интересные.
Замечу лишь, что "воля к власти" не менее идеальное и в упомянутых философиях не менее высшее, нежели служение идее Светлого будущего.
This page was loaded Nov 18th 2017, 4:43 am GMT.